Неизданная книга Филиппа Янси

Wednesday 29 August 2007

Глава 42. Уважаемый мистер Цыпленок! Пожалуйста пришлите деньги!

В течение месяца я собирал в отдельную большую коробку-ящик все письма с просьбами о финансовой помощи, которые при­ходили с ежедневной почтой. Затем я прочел все содер­жи­мое сразу: шестьдесят два письма общим весом 3.5 фунта. Это при­вело меня в ужас. Ясно, что если я не­мед­ленно не окажу требуемой помощи, наш мир рухнет где-то через неделю.

Первыми я просмотрел письма с просьбами о финан­совой помощи различных политических движений. Там были зафик­си­­рованы результаты весьма сомнительных опросов и копии липовых телеграмм. Либеральных политиков волновали судьбы Джсси Хелмса и Строма Турмонда. Консерваторов же больше забо­тили проблемы Билла Клинтона и его окру­жения.

Следом пошли письма из различных организаций по охра­не природы (в том числе из моей любимой “Друзья мускус­но­го быка”). Если я проигнорирую их просьбы, лесорубы и шахтеры окончательно загубят просторы Аляски, распрост­ране­ние полосатых мидий приведет к обмелению озера Мичиган, а старые могучие леса падут под бензопилами. (Интересно, а сколько молодых лесов было загублено, чтобы произвести бу­ма­гу, необходимую для выпуска листовок и брошюр, призы­ва­ю­щих к спасению старых лесов?)

Все остальное — две трети содержимого коробки — были прось­бы различных религиозных организаций. Несколько лет то­му назад я пожертвовал деньги органи­зации, которая по­мога­­ла советским диссидентам (так уж совпало, что они ока­за­лись евреями). Теперь Семен Вис­сен­таль является одним из пос­тоян­ных моих коррес­пондентов. Кроме того, я получаю прось­бы от множества весьма туманных еврейских орга­ни­за­ций. Для примера давайте возьмем письмо от судьи Уорпнера, бывшего президента организации “Народный суд”. В своем письме он обра­щается от имени Национального института, оза­бо­­­ченного судь­бой еврейского хосписа: “Слу­чалось ли вам про­хо­дить мимо несчастной больной, которая лежит на одном матра­се в холодном больничном коридоре?.. Впалые щеки, седые волосы, истощенное тело…”

Получаю я письма и от католических организаций. Мо­­нас­тырь Страстей Господних заверяет меня в том, что за пожер­т­во­­­­­­ва­ние всего лишь десяти долларов двенадцать находя­щихся в чис­­тилище близких мне людей будут помянуты в особой мессе в День поминовения всех душ. У меня есть также возможность пос­­­лать свои деньги в организацию “Служители Заступника”. Она занимается духовной реаби­литацией падших священников и братьев — нет сомнений, что этот бизнес весьма успешно разви­­ва­ется.

Основная масса писем помечена обратными адре­са­ми различных евангелических организаций. Прежде всего меня поразило, насколько они похожи на просьбы всех осталь­ных. Такие же липовые телеграммы с пометкой “Срочно,” те же примечания в конце, выделенные голубым цветом, такие же “особые гранты,” призывающие меня выс­лать деньги в тече­ние десяти дней, если я хочу, чтобы зна­чимость пожертво­ван­ного мной капитала удвоилась. Все эти деятели явно посещали одни и те же семинары.

Редактор журнала “Таймс” однажды подсчитал, что стои­мость одного почтового отправления с учетом всех рас­ходов сос­­тавляет около двадцати шести центов. Сто­имость возрастает, если письмо адресовано конкретному человеку, например, мис­теру Янси. С конкретными адресами, правда, происходят забавные происшествия. Например, неподалеку от меня нахо­дит­ся небольшая компания по разведению цыплят. Она назы­вается “Пушистые цып­лята”. Так вот, президент компа­нии однаж­­­ды получил письмо с таким ориги­нальным обраще­нием: “Уважаемый мистер Цыпленок!” В центральное отделение орга­ни­зации “Божья Ассамблея” однажды пришло письмо, кото­рое начиналось так: “Уважа­емый мистер Бог”.

Многие организации, начина­ющие заниматься поиском пожерт­во­­вателей, получают списки возмож­­­ных спонсоров. Дале­ко не всем из­вест­но, что на эти письма отвечает в сред­нем один из ста адресатов. Та­ким образом, вполне возможно, что организации придется затра­тить двадцать шесть долларов на то, чтобы получить пер­вое пожерт­вование в размере двад­цати пяти долларов. Желч­ный редактор журнала “Таймс” коварно разослал пожертвования в размере двадцати пяти дол­ларов тем организациям, деятель­ность кото­рых он не одобрял, например, НРА. А затем он проследил за тем, как они тратят во мно­го раз больше этой сум­мы, пытаясь вы­­жать из него дополни­тельные пожертвования.

Я против этой умной и забавной затеи редактора, веду­щей к большим расходам. Больше того, я всеми силами стараюсь не впасть в цинизм по поводу самого принципа сбора средств. В конце концов, мне и самому приходилось обращаться с письмами о финансировании изда­ния своих книг, и я сочувст­вую организациям, которые вынуждены писать возможным спонсорам. Я получаю такое большое коли­чест­во писем с прось­бами о пожертвованиях потому, что я дейст­ви­тельно жертвую на работу организаций, которые я одобряю и готов откликаться на их просьбы.

Но где та грань, за которой подобные просьбы стано­вя­тся просто неприлично назойливыми? Я прочитал подряд шесть­де­сят два таких письма. Нужно сказать, что на меня произвели впечатления те уловки и хитрые приемы, которые они исполь­зуют. Возьмем, например, группу, собирающую средства на распространение Библий в России. Сверху на конверте стоит брос­кий красный штамп: “Одобрено. Пра­­вите­ль­ство России”. Одна христи­анская телекомпания пообещала мне, что в моей жизни произойдет чудо, если я пожертвую сумму, состоящую из сплошных семерок: 7.77, 77.7 или 777.7 долларов. Кроме того, пожертвовавшему самую крупную сумму компания обещает прислать страницу из Библии издания 1564 года — в кра­си­вой рамке. Один мой знакомый написал работникам этой теле­станции и предложил им выслать ему пожертвование. А взамен пусть Бог воз­награ­дит их организацию теми самыми щедрыми благословениями, которые они обещают жертвователям.

У меня уже подобралась целая коллекция видеокассет, по­вест­вующих о деятельности различных миссий. Естест­венно, я был вынужден купить видеомагнитофон. (Я был предельно смущен, что большинство этих кассет содер­жали всего лишь десятиминутные клипы. Более того, на эти пленки невозможно было записать что-то еще). Одна из таких организаций весьма любезно прислала мне чек на 1500 долларов. Увы! Я все же обнаружил, что чек этот был выписан не мне, но той органи­за­­ции, которая мне его прислала. Цитирую: “Настоящий чек имеет силу лишь в том случае, если к нему прилагается чек на ту же или большую сумму от мистера и миссис Янси”.

Одна миссия пространно превозносила свою скромность. Они, мол, никогда не просят денег навязчиво и бесцеремонно. Правда, при этом они буквально завалили меня срочными “мо­лит­­венными просьбами”. От меня ожидалось, что я дол­жен неп­ре­­­­менно помолиться о том, чтобы вовремя, к первому марта, были собраны насущно необходимые 16 000 долларов. Я испы­тываю глубокое уважение к такой орга­низации, как ОМФ — ­­­­­преемнице “Миссии в континентальном Китае”. Эти люди дейст­­ви­тельно твердо придерживаются своего принципа ни­ког­да не просить денег. Мне понадобилось несколько недель, чтобы най­ти их ад­рес. И они ни разу не беспокоили меня прось­бами о пожертвованиях!

Кампании по сбору средств очень быстро реагируют на те­ку­щие события. Сейчас, например, ключевое место в их прось­бах занимают Ближний Восток и Африка. До сих пор в основ­ном речь шла о Восточной Европе. Если несколько лет тому на­зад меня чаще всего просили помочь распрост­ранению Биб­лий на Крас­ной площади и спасти страдающих СПИДом детей Румынии, то сейчас вместо этого мне предлагают пожертвовать на бежен­цев в Судане и Руанде или принять участие в финан­сировании перевода детской книжки библейских историй на арабский язык. (“Мы не можем назвать вам конкретную страну, поскольку такая информация может поставить под угрозу жизнь тех людей, кто там работает”).

Письмо из “Американской миссии для прокаженных” выз­ва­ло у меня сочувствие. Но, возможно, вовсе не по тем причи­нам, на которые рассчитывали посылавшие его. Было очень грустно за организацию, которая призвана верно сра­жаться с од­ним из древнейших врагов человечества. Всего на нашей пла­нете насчитывается около двенадцати миллионов больных проказой. Тем не менее, эта болезнь не входит в перечни самых грозных заболеваний, которые публикуются различными орга­ни­­зациями. И это побуждает задуматься еще об одной проблеме. В любой серьезной организации, которая занимается вопросами оказания помощи за рубежом, вам скажут, что чистые источники воды и налаженная система канализации оказывают куда большее воздействие на состояние здравоохранения, чем удар­ные и поспешные программы, когда в ту или иную страну посы­ла­ют врачей и медикаменты. Однако рискните собрать средства на создание системы канализации!

Для того, чтобы рассмотреть этот вопрос в истори­ческом контексте, я обратился к главам 8 и 9 Второго Послания к Коринфянам. Там содержится самое объемное по масштабу про­шение о пожертвованиях, которое можно найти на страни­цах Священного Писания. Апостол Павел не скупится на похвалы щедрым македонцам, надеясь, что это побудит к еще более щедрым пожертвованиям тех, к кому он обращается, — коринфян. Он приводит пример из жизни Иисуса: “Он, будучи богат, обнищал ради вас”. Павел заранее горячо благодарит жителей Коринфа за пожертвования, на которые он рассчитывает.

Однако, при внимательном ознакомлении с этими отрыв­ками, я обнаружил нечто необычное. Что я имею в виду? Тщетно перечитывал я эти главы, стремясь найти хоть какое-то указание, на что именно просят коринфян жертвовать. Павел ничего не говорит о евреях Иерусалима, которым угрожает голод (об этом мы узнаем из Рим. 15:25). Нет, апостол акцентирует внимание на самих жертвователях. В центре его внимания не те, для кого предназначается помощь (голодающие еврейские дети в пусты­не), но благотворители (верующие Коринфа, которых пожерт­вования обогащают духовно).

В послании Павла единственная настойчивая просьба исходит от других жертвователей, которые “весьма убеди­тельно просили нас принять дар и участие их в служении святым”. Почему участие в нуждах людей рассматривается как почесть? Павел превозносит дарение, рассматривая его как проявление духовности. Добровольные пожертвования подтверждают иск­ренность и подлинность христианской любви, верность Христу и почитание Самого Господа. Нако­нец, пожертвования явля­ются прекрасным свидетельством перед обществом о сущности нашей веры: “Чтобы вы все богаты были на всякую щед­рость, ко­то­рая через нас произ­водит благодарение Богу”.

Бог любит того, кто жертвует в радости, но не через силу, воз­вещает Павел в этом тексте. И это не удивительно. Как толь­ко мы осознаем те блага, которыми жертвование обо­гащает нас (больше, чем получателей нашей помощи), улыбка не будет сходить с наших уст. Подобно любви, жертвование никогда не принижает, ибо счастливого жертвователя ожидают щедрые благословения. Говоря словами апостола Павла, жертвование “умножит плоды правды вашей”.

Прочитав послание Павла, я вновь вернулся к шести­десяти двум просьбам о спонсорстве. Ни в одной из всех полученных мною писем я не прочитал высоких слов о том, что, будучи христианином, я должен чтить Бога и пови­но­ваться Ему, испол­няя Его повеление. Все предлагаемые мне блага носили прехо­дящий характер. Мне предлагали календарь с фотографиями, место в почетном списке доноров, упо­ми­нание в ежегодном от­чете, бесплатную книгу стои­мостью 14 долларов девяносто пять центов…

Итак, кто же прав — специалисты по сбору средств, которые пришли к заключению, что американские христиане слишком эгоистичны, чтобы отреагировать на призыв к высоким чувст­вам, или апостол Павел, нарушающий все правила по сбору пожертвований? Можно только сожалеть, что у нас нет све­дений о том, как много верующих Коринфа откликнулось на послание Павла…

No comments: