Неизданная книга Филиппа Янси

Wednesday 29 August 2007

Глава 12. Преимущества профессии.

Три своих книги я написал совместно с доктором Полом Брандом, хирургом-миссионером, специалистом по проказе. Его жизнь условно можно было бы разделить на три почти равные этапа: одну треть он прожил в Англии; другую в Индии и, наконец, последнюю — в Соединенных Штатах Америки. Писателей можно сравнить с паразитами — они “питаются” историями из жизни других людей. И я всегда буду благодарен за возможность участвовать в написании мемуаров о не­о­бычной жизни этого человека. Доктору Бранду испо­л­нилось почти восемьдесят лет, когда я помогал ему писать воспоминания. (Эта книга называется “Боль: дар, который никто не хочет”). Я ездил в Индию и в Англию, чтобы встретиться с теми, кто способствовал формированию характера этого человека. “Пожалуй­ста­­, — обратилась од­наж­ды ко мне его дочь, — постарайтесь каким-то образом разобраться в той счастливой сумятице, которую пред­став­­­­­­ля­­ют собой жизнь и мысли моего отца”.

В Индии к нам относились как к членам коро­ле­в­с­ко­го семейства. Когда мы подъезжали к деревне, где прошли детские годы Бранда, целая толпа людей бросилась вниз по склону, чтобы приветствовать нас. Женщины, наря­жен­ные, как тропические птицы, в своих ярких сари, повесили нам на шеи венки из душистых цветов. Нас пове­ли на празд­ничный обед, который был подан на бана­­­новых листьях. После обеда около ста человек собра­­лись в часовне, кото­рую отец Бранда построил своими руками. Около часа они исполняли гимны и цере­мо­ни­альные танцы, приносили добровольные дары.

Еще больше меня поразило, как нас принимали простые лю­ди. В доме человека по имени Намо на стене висела сделанная двадцать лет тому назад фотография доктора Бранда. Под снимком было написано: “Пусть пребыва­ющий в нем Дух живет во мне”. Намо рассказал мне исто­рию своей жиз­­ни, и стало понятно, отчего он вспо­ми­­нает своего врача с такой любовью.

В молодости Намо был вынужден уйти с последнего курса университета — на коже выступили характерные для проказы пятна. Вскоре свело руку в типичном положении “птичьей лапы”. Он стал отверженным. От Намо отказался университет, его отвергла родная деревня и, в конце кон­цов, собственная семья. Намо добрался до располо­женного в Южной Индии лепрозория, где молодой врач проверял на практике какие-то экспериментальные методы хирур­гии. В Индии проказой страдали три миллиона человек. Во всем мире прокаженных насчитывалось двенадцать миллионов. Но Бранд был первым хирургом-ортопедом, который попытался лечить вызванные болезнью увечья хирургическим путем.

Намо вспоминает тот грустный день: “Я был нас­­толь­ко подавлен своим состоянием, что едва мог говорить. Я рас­ска­­зал доктору Бранду, что утратил способность поль­­зо­ваться руками. Они стали бесполезными, их можно было просто отрезать, жестом одной руки он как бы отсек дру­гую. — Я сказал доктору, что он может делать со мной что угодно, если считает, что это даст ему какие-то новые знания”.

К счастью, прогноз Намо оказался ошибочным. Меди­ка­менты задержали развитие болезни. На протя­же­ние пяти лет одна болезненная операция следовала за другой. В результате он вновь смог ходить и поль­зо­вать­ся руками. Пройдя курс физиотерапии, Намо стал работать с другими про­ка­женными. В конце концов, он стал старшим тера­пев­том Всеиндийского института.

В тот же день я познакомился с Саданом, еще одним быв­­шим пациентом Бранда. Этот человек удивительно напо­минал Ганди: очень худой, с лысеющей головой, он, скрес­тив ноги, примостился на краю кровати. Высоким певучим го­лосом Садан поведал мне грустную историю. От него от­казались все: и родные, и близкие, и друзья. Одно­клас­сники смеялись над ним; однажды шофер ав­то­буса в буквальном смыс­­ле ногой вытолкнул его на землю. Нес­­частного отка­зы­вались брать на ра­бо­ту, нес­мот­­ря на спо­соб­нос­ти и хорошее об­­ра­зо­ва­ние. Боль­­­­­­ницы так­же отка­зы­вали ему в госпитализации.

“Я добрался до Вел­ло­ра и провел ночь на веранде до­ма Бранда, потому что мне некуда было идти, — рас­ска­­зывал Садан. — В те годы, де­­сять лет назад, это было неслы­­­­­хан­ным делом — впус­тить прокаженного в дом. Ни­ког­да не за­бу­ду, как доктор Бранд взял в свои руки мои покры­тые язвами, изуродованные болезнью ноги. Я видел много докторов. В основном они предпочитали рассмат­ривать мои руки и ноги с прили­чного рас­сто­я­ния. Доктор Бранд и его жена оказались первыми медика­ми, которые осмели­­лись прикоснуться ко мне. Я никогда не забуду, как потряс­ло меня первое чело­ве­ческое прикосновение”.

Садан рассказал о последовательно применявшихся к нему медицинских процедурах — пересадке сухожилий, иссечении нервов, ампутации пальцев, удалении ката­рак­ты. Все эти операции совершили доктор Бранд и его жена — врач-офтальмолог. Рассказ прокаженного длился полчаса. В сущности, его прошлое было перечнем неимо­верных человеческих страданий. Мы допивали последнюю чашку чая. Нужно было успеть на самолет, вылетавший в Англию. И здесь Садан произнес потрясшие меня слова: “И все же мож­но сказать, я ­счаст­лив, что заболел этой болезнью”.

“Счастлив?” — изум­лен­но переспросил я.

“Да, — отвечал он, — если бы не проказа, я про­­­­­­­­жил бы жизнь обыч­ным челове­ком. У меня была бы обычная семья. Я стремил­­ся бы за­ра­ботать по­бо­ль­ше денег и занять более вы­со­кое по­ло­­­жение в обще­ст­ве. И по­ве­­рь­те, никогда бы не уз­нал таких заме­ча­тель­ных людей, как доктор Пол и доктор Марга­рет. Я ни­ког­да бы не уверовал в Бога, Кото­рый живет в их сердцах”.

В Англии нас ожидал совершенно иной прием. Мы решили посетить в этой стране все места, которые были свя­­­­­заны с прошлым Бранда. Мы побывали в старинном до­ме, куда его родители-миссионеры приезжали в отпуск отдох­­нуть. Мы поднялись на крышу больницы, где он де­жу­рил во время войны в дни воздушных атак, следя, что­бы на крышу не упала зажигательная бомба. Мы по­се­ти­ли Королевское общество хирургов, в котором Бранд про­чел две престижные лекции. Но никто не приветствовал нас цветами, никто не собирался вокруг нас, никто не пел гим­нов и не делился трогательными вос­поминаниями.

Похоже, что в самом начале его медицинской карьеры Бран­да его никто не воспринимал всерьез. Мы ходили по уни­­верситетской больнице, расспрашивая старых работни­­­­­ков. Мы пытались найти какие-то сведения о его быв­ших коллегах. “Кто? Повторите, пожалуйста, его фами­лию” — был типичный ответ на наши вопросы. Наконец, в сум­рач­ном ко­­ридоре мы увидели ряды фотографий. Там были снимки некоторых преподавателей Бранда. Это были знаменитые в свое время врачи, такие же известные, как Кристиан Барнард и Эверетт Куп сегодня.

“Интересно, — подумал я, — а какое будущее ожидало бы Бранда, останься он в Лондоне?” Работая в далекой индийской деревушке, он стал своего рода знаменитостью. Бранд — лауреат премии Альберта Ласкера, ему посвящена глава в большинстве учебников по хирургии конечностей, он получил наивысшую награду Министерства здраво­охранения США. От королевы Англии Бранд получил звание командора ордена Британской империи, его именем названы некоторые медицинские процедуры. Кто знает, какие награды ожидали бы его, останься доктор Бранд рабо­тать в прекрасно оборудованной исследовательской лаборатории. Может быть, Нобелевская премия?

И что тогда? Его портрет пополнил бы ряд пыльных и уже пожелтевших фотографий в темном коридоре, и его имя наряду с другими упоминалось бы в приме­чани­ях учебников по медицине. В области медицины редко кому удается надолго остаться знаменитым. Совре­мен­ные ме­то­ды микрохирургии уже заменили большинство из тех приемов, которые считались последним дости­же­нием в дни молодости Бранда и, напротив, его “само­отверженная” работа хирурга-миссионера в Индии продолжает при­но­сить плоды. Мы видим результат его трудов в той пере­мене, которая произошла в жизни На­мо, Садана и сотен других людей.

Какие-то часы разделяли те встречи, которые состоя­лись в Индии и Англии. Для меня они стали своего рода прит­чей о том, что слава преходяща, постоянны лишь плоды служе­ния людям. Где бы мы ни жили — в Индии, Англии или Кларктоне, штат Джорджия, истинная мера человека определяется не почетными титулами и не уровнем дохода, но тем духовным содержанием, которым он живет и наделяет других.

No comments: