Неизданная книга Филиппа Янси

Wednesday 29 August 2007

Глава 34. Простит ли Бог мои намерения?

Не так давно мне довелось видеть экранизацию книги Сти­вена Спилберга “Цвет пурпурный”. Режиссер предло­жил очень тро­гательную иллюстрацию притчи о благодати. Перед нами клас­сическая “блудная дочь” по имени Шугар — вульгарная, чувственная, завлекающая мужчин певичка из второсортного бара. Ее отец — строгий суровый пас­тор, который с жаром пропо­ведует об участи нечести­вых и адском огне. Он служит в церкви, расположенной через дорогу от бара. Вот уже многие годы отец не разговаривает с дочерью и не общается с ней.

Как-то, напевая в баре одну из своих популярных песенок “Я хочу что-то тебе сказать,” Шугар неожиданно улавливает пение хора, доносящееся из церкви: “Бог знает, что тебе ска­зать”. Шугар в смятении. Ее охватывает чувство вины перед отцом. Вместе со своими музыкантами девушка бежит в церковь, где слу­­­жит ее отец. Она стремительно идет по проходу между скамьями, а тем временем ее отец как раз поднимается на кафедру. Он го­товится произнести проповедь о блудном сыне. И тут он заме­чает свою давно потерянную дочь. Он с изумлением взирает на этих столь необычных для церкви людей, которые нап­равляются прямо к нему. Шугар поднимается на кафедру, обнимает отца. “Даже у нас, грешников, есть душа,” — со слезами на глазах го­­во­­рит она. Но отец — строгий моралист, он не может так лег­ко прос­тить дочь, которая в свое время опозорила его.

Очень трогательно, но при этом голливудская версия пол­ностью упускает главную идею библейской притчи о блудном сыне. В той истории, которую поведал Иисус, нет раздраженного и недовольного отца. Напротив, отец с на­деж­дою всматривается вдаль, он с нетерпением ожидает возвраще­ния своего сына, некогда с легкостью поки­нув­шего родительский дом. Еще издали узнав оборванного и грязного путника, любя­щий отец бросается ему навстре­чу. Он при­жимает сына к груди, целует его, плачет от радости.

Изобразив грешницу великодушной и готовой прос­тить отца героиней, голливудский фильм полностью игнорирует саму сущность благодати. Препятствует при­ми­ре­нию и про­щению вовсе не Бог, не Его недовольство падшими людьми, которых Он сотворил: “И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его”. Нет, прими­рению мешает наше нежелание, неготовность к нему. Бог всегда готов с любовью принять нас в Свои объятья, но мы сами отворачиваемся от Него. Это глубокая истина, над которой нуж­но усердно и молитвенно раз­мыш­лять.

Не так давно мне довелось услышать еще одну вари­а­цию на знакомую тему. Один мой приятель по имени Да­ни­эл пригла­сил меня пообедать с ним. Во время раз­го­­во­ра он при­знался, что хо­­чет развестись с женой, с кото­рой прожил три­­­­­над­­цать лет. Он встре­­­­­­­­тил молодую и более привлека­тельную женщину. “Благо­­­даря ей я снова по­чувс­твовал, что живу полной жизнью. Уже много лет я не испытывал такого ощущения,” — говорил мой собе­седник.

Даниэл — христианин, и поэтому ему хорошо известны нрав­­ст­венные последствия того шага, который он намере­вался сделать. Развод с женой, несомненно, будет жестоким ударом для бедной женщины и их троих детей. Но, несмотря на это, он не в состоянии противиться силе, влекущей его к другой же­н­щи­не. С печалью и грустью слушал я его призна­ния. Затем, когда принесли десерт, Даниел неожиданно сказал: “Знаешь, мне хотелось встретиться с тобой сегодня, чтобы задать один вопрос. Как ты думаешь, сможет ли Бог простить мне тот ужасный грех, который я намереваюсь совершить?”

Роберт Хьюс, историк и искус­ствовед, рассказывает исто­­рию закоренелого прес­тупника, совер­ши­вшего мно­жество злодеяний, которого приго­ворили к пожизненному зак­лючению и отправили в тюрьму самого строгого режима. Раз­­­­ме­­щалась эта тюрьма на острове близ берегов Авст­ралии. Од­наж­­ды во время прогулки он без вся­кого повода набросился на другого зак­лю­че­н­ного и избил его до смерти. Убийцу схва­тили и вскоре эта­пировали на материк. Он вновь предс­тал перед судом. Просто и без вся­кого сожаления он рассказал судьям о своем преступлении, не выказывая при этом никаких признаков раскаяния. “Но зачем вы это сделали? — спро­сил его озадаченный судья. — Какие причины побуждали вас?”

Преступник ответил, что ему надоела жизнь на остро­ве, он не мог больше оставаться в тюрьме, которая была извест­на сво­­­им жестоким режимом. Он просто не видел смысла жить даль­­­­ше. “Да, да. Это я могу понять, — сказал судья, — я бы понял, если бы вы бросились в океан, чтобы покончить с со­бой. Но зачем же было убивать другого человека?”

“Все очень просто. Дело здесь вот в чем, — сообщил подсу­ди­­­мый. — Я католик. Если я совершу самоубийство, значит мне дорога прямиком в ад. Если же я совершаю убийство, меня обя­зательно привезут опять на материк и приговорят к смерти. И тогда перед казнью я смогу испо­ве­до­ваться перед священ­ни­ком. Ну и, конечно же, Бог простит меня, и я попаду в рай”.

В полной ли мере осознаем мы парадокс, который не­сет в себе идея безусловной благодати? Как могу я отгово­рить своего друга Даниэла от той ужасной ошибки, кото­рую он наме­рен со­вер­шить, если ему доподлинно известно, что прощение сов­сем рядом, мало того — оно гарантиро­вано? Или еще хуже: почему нельзя убивать, как это сделал австра­лийский прес­тупник? Ведь вы заранее знаете, что непременно получите Божье прощение!

Очевидно, что этот парадокс благодати не давал по­коя Павлу, когда он писал Послание к Римлянам. В первых трех гла­вах апостол рассуждает о том приговоре, который вынесен всему человечеству. “Нет праведного ни одно­го,” — заклю­чает он. В последующих двух главах своего послания Павел раскрывает перед нами сущность чуда благодати. Столь безгра­нична эта бла­годать, что апостол не может удержаться от восклицания: “Ког­да умножился грех, стала преизо­биловать благодать!”

В шестой главе тон повествования Павла меняется. Мне ясно представляется, как Павел в задумчивости смотрит в папирус, потирает лоб и думает про себя: “Мину­точку, ми­нуточку! Что это я говорю! В таком случае, что препят­ст­вует убийце, пре­любодею, да, собственно, любому грешнику зло­упот­ребить Божьим щедрым обетованием “забла­гов­ременного прощения”?”

В следующих нескольких главах апостол неоднократно возвращается к этому парадоксу “Что же, скажем? остава­ться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать?” На этот ко­вар­ный вопрос он тут же эмоционально отвечает: “Ни­как!” Или, согласно переводу короля Иакова: “Боже сохра­ни!” По сути дела, в этих прекрасных, насыщенных глу­бо­ким смыслом главах (6 — 8) Павел вновь и вновь воз­вра­щается к парадоксу благодати.

Вот вкратце суть моего ответа на вопрос, заданный Дани­элом. Если вы помните, Даниэл спросил: “Может ли Бог прос­тить нас?” Безусловно, может. Читайте Библию. Вспом­ните Давида, Петра, Павла — Бог создает Свою Церковь из тех людей, которые в недалеком прошлом убивали, прелюбодействовали, отвергали Его и гнали Его учеников. Но благодаря Христу спа­се­ние теперь всецело зависит от нас, а не от Бога. Каждый грех, каждый бунт про­тив Бога меняет нас к худшему, усугубляет нашу отда­ленность от Него. И нет никакой гарантии, что после это­го мы сможем к Нему вернуться. “Сейчас ты спра­шиваешь ме­ня, сможет ли Бог простить. Но всегда ли ты будешь желать это­­­го прощения? Особенно если учесть, что прощение непременно подразумевает покаяние!” — сказал я другу.

После этого разговора прошло несколько месяцев. Да­ни­эл принял решение, сделал свой выбор. Пока я не заме­чал в нем признаков покаяния. Теперь он пытается объяснить свое ре­ше­ние необходимостью найти выход из неудачного брака. Даниэл избегает своих бывших друзей-христиан. “Они слишком узко мыслят,” — говорит он. Теперь мой знакомый ищет друзей среди тех, кто готов приветствовать его вновь обретенную свободу.

С моей точки зрения, однако, говорить об осво­бож­дении Даниэла несколько рановато. За эту “свободу” он зап­ла­тил сли­ш­­­­ком дорогой ценой. Он оставил самых близких ему людей, отвернулся от друзей, теперь Даниэл говорит, что сейчас в его жизни нет места для Бога. “Может быть, позже,” — неуверенно произносит он.

Бог сделал очень смелый шаг, когда заранее объявил лю­дям о том, что Он гарантирует нам прощение. Думаю, одна­­ко, что па­­­­­­ра­­докс благодати включает в себя и то об­сто­я­­­те­ль­ство, что дан­­­­ное наперед прощение грозит нам большой опасностью. Как ска­­­­зал Джордж Макдауэлл, Бог осуждает нас не за совер­шен­­ные дурные дела, а за то, что мы не остав­ляем их.

No comments: