Неизданная книга Филиппа Янси

Wednesday 29 August 2007

Глава 13. Наследие "жизнерадостного шутника".

Единственная серьезная попытка сесть на диету у меня всег­да будет ассоциироваться с именем известного писа­те­ля и жур­на­листа Г. Честертона. Но сначала несколь­ко слов о диете. Меня никак не назовешь человеком толстым, но вскоре после соро­ка­лет­него юбилея я заметил, что мой вес увеличился на тринад­цать фунтов. Я твердо решил избавиться от них.

Среди моих друзей, особенно тех, кто действительно стра­­­­­дает от лишнего веса, я не встретил ни малейшего сочувс­т­вия: “Значит, говоришь, на диету? Так ты, собст­венно, чего хочешь — набрать или сбросить вес?” Очень смешно.

Я рад сообщить, что диета помогла. Вернув к нужным про­порциям свою физическую форму, я мог философски осмыслить приобретенные уроки. Во-первых, я вдруг осоз­нал, что уже дол­гое время с высокомерным пред­убеж­дением относился к пол­ным людям. Поскольку мне никогда не приходилось бороться с излишком веса, я не испы­тывал ника­кого сострадания к тем, ко­му выпала эта доля.

Случилось, что в это время я читал Честертона, самые из­вест­­­­ные книги которого были написаны в первых деся­тилетиях на­шего века. Я много думал о нем. Насколько я знаю, этот выда­ющийся англичанин никогда не пытался избавиться от лишних килог­рам­мов. В результате его вес сос­та­­в­­лял почти триста фун­тов. По причине тучности и плохого здоровья Честертон был осво­бож­ден от военной службы. Как-то однажды ему пришлось столкнуться с одной патрио­тически наст­роенной дамой. “По­че­му вы не воюете, по­че­му вы не на фронте?,” — требовательно спроси­ла она, встре­тив­шись с Честертоном на одной из лондон­­­ских улиц. На это он холодно ответил: “Уважаемая, по-мое­му, вполне достаточно отойти чуть-чу­ть назад и пос­мотреть на меня”.

Весьма приметная фигура Честертона сделала его из­люб­­лен­­ной мишенью для лондонских карикатуристов. Уме­лому шаржисту достаточно было сделать несколько штри­хов, чтобы все поняли, кто же изображен на рисунке. Со стороны Честертон выглядел, как огромная заглавная бук­ва Р. Помимо необычайной тучности репутацию Чес­тер­­тона дополнял целый ряд неожи­дан­­ных и эксцент­­ричных черт характера. Этот человек в точно­с­­­ти соот­вет­ст­­­­во­­вал сло­­жив­шемуся стереотипу неряшливого, рассеянно­го уче­ного. Вот, например, что пишет биограф Честер­то­на о его публичном диспуте с Джорджем Бернардом Шоу:

“В ходе их продолжительных дебатов Честертон так и не овладел искусством гладкой отточенной речи, которое отличало Б. Шоу. Обычно он появлялся с опозданием, говорил что-то по поводу собственных размеров (в 1911 году его вес составлял 270 фунтов). Карманы его были на­би­ты неб­режно написанными на измятых клочках бумаги запис­ками. Он постоянно доставал эти клочки, всмат­ри­ваясь в свои записи близорукими глазами. При этом Чес­тер­тон нак­­ло­нял голову, чтобы рассмотреть написанное, говорил весь­ма невня­­т­­но своим высоким голосом, а пенсне его пос­­­тоянно спадало. Он посмеивался, довольный собст­венным остроу­ми­ем. Шоу же, напротив, был пунктуален и педантичен — высокий, худой, щеголеватый, с характерно ирландским глубоким голосом и пластичными жестами опытного актера”.

“Как нам не хватает Честертона сегодня,” — думал я. Нес­мот­­ря на все свои чудачества и странности, этот человек мог защищать хрис­ти­анскую веру с непрев­зойденным остро­уми­ем, добродушием и огромной силой своего могучего интеллекта. С рвением смелого рыцаря, защищающего пос­ледний бастион, Честертон был готов сра­зиться лично или через печатное слово с Шоу, Гербертом Уэл­лсом, Зигмун­дом Фрейдом — любым, осмели­вшимся истолко­вы­­вать мир вне Бога и Бого­воп­ло­щения. (Представьте себе эпо­ху, когда диспуты по вопросам веры могли собирать полные за­­лы!)

В то время трезвомыслящие модернисты стремились вы­ра­ботать новую общую теорию, которая могла бы объяс­­нить прошлое и дать надежду на будущее. Рас­­смат­ри­вая историю через призму классовой борьбы, Шоу пред­ла­гал в качестве панацеи соци­алистический утопизм. Уэллс интер­­­­претировал прош­лое как форму эво­лю­­цион­ного раз­­ви­тия, устремленного к про­грессу и просве­­щению (значи­тельная часть наше­го века ушла на то, чтобы оп­ро­­­­­верг­нуть эту тео­рию). Фрейд полагал, что будущее чело­ве­чества лежит в осво­­бож­дении лич­ности от уз угне­тенности под­со­з­­на­­тельным.

Как ни странно, все трое сто­­­рон­ников “ново­го и про­­­г­рес­си­в­­­­­­­­но­го” под­­хода объясняли свои взгляды весьма напря­женно и су­рово. Сдви­нув брови, с горящим взором они изла­гали свои опти­­­мис­­ти­ческие версии буду­щего. Честер­тон же — с веселым бле­с­­к­ом в глазах, всегда готовый посме­яться над собственной шуткой — жиз­не­­радостно за­щи­щал такие “реакционные” концепции, как перво­родный грех и последний суд. Обычно во время публичных диспутов его обаяние обеспечивало ему сим­па­тии присут­ст­ву­ющих. Затем, после состоявшейся беседы, Честер­тон праздновал победу, пригла­сив прис­миревшего оппонента в ближай­шую пив­ную. Честертон как бы инс­тинк­тивно чувствовал, что суро­­­во­­му про­року очень трудно донести свои слова до общества, в ко­­тором так популярно было интеллигентское презрение к религии. Имен­но поэтому он предпочитал об­лик веселого шутника.

Мы отчаянно нуждаемся в новом Честертоне. За про­ше­дшие­ десятилетия современная культура и христианская вера еще боль­ше отдалились друг от друга. Как нам не хва­тает его острого ума, раскованности и, главным образом, его щедро­го и радостного доб­­ро­­душия. В таком поляри­зо­ванном обще­стве, как наше, людей как бы разделяет огром­ная пропасть, через которую они пытаются докри­чать­ся друг до друга. Честертон действовал по-другому: он проби­­рал­­ся к середине качающего­ся над этой про­пас­тью мостика и вызывал на бой любого, кто готов с ним сра­­зиться. Окру­­­­жа­ющая же публика с восхищением наблюдала за этой дуэлью.

По утверждению самого Честертона, он не доверял “стро­гим, холодным и худым людям”. Может быть, именно поэтому во время своей диеты я постоянно думал о весе­лом толстяке, защищавшем веру. Сейчас роли пере­мени­лись. В церкви преоб­ла­дают суровые серьезные люди. Богословы с постными лицами читают лекции об “импе­ра­тивах веры”. Религиозные фундамен­та­листы предосте­регают о катаст­ро­фе, которую несут с собой абор­­­ты и эвта­назия. Религиозные левые предрекают ядерную и эколо­гическую катастрофы. Руководители христианских фон­дов помощи (среди которых, как ни странно, удивительно много людей с излишним весом) мрачно вещают об опас­ностях все­мир­­ного голода и пере­населенности.

Я же, закрывшись от всего мира в бастионе своего под­вала, продолжаю сидеть на диете, чтобы избавиться от лишних тринад­цати фунтов. Тринадцати! Честертон набирал этот вес за одним ужином. Параллельно заглядываю в Шекспира и размышляю над словами из “Юлия Цезаря”:

“Хочу я видеть в свите только тучных,

Прилизанных и крепко спящих ночью.

А Кассий тощ, в глазах холодный блеск.

Он много думает, такой опасен”.

Поймите меня, пожалуйста, правильно. Я знаю, что об­жо­р­­ст­во когда-то считалось одним из семи смертных грехов. Соз­наю­­­, что переедание сопоставимо с курением и пьянством по ­сво­­­­­ей опа­с­­ности для здоровья. Меня, однако, беспокоит, не вос­­­­­при­­­­ня­ли ли мы, сами того не заметив, об­раз “строгого, хо­лод­ного, ху­­­­­­дого” человека в качестве хрис­­­­­­­­­­­­­тианского образца для подражания?

Иногда мне хочется, чтобы в Библии побольше гово­ри­лось о внешнем виде ее персонажей. Я представляю апостола Павла худым (слишком долго ему пришлось нахо­диться на скудном тюремном пайке) и несколько холодным человеком. А что нам известно об Иеремии? Мож­но ли по­ве­рить, что человек, кото­рый совершенно не мог управ­лять чувствами, способен был удерживать свой ап­петит? А царь Соломон, чей стол ломился от заморских яств? Мне кажется, что в Библии мы находим такое же разнообразие харак­те­ров с соответствующими особен­ностями внешнего об­лика, кото­рое можно увидеть в любой толпе наших совре­менников.

Я не сожалею, что решил прибегнуть к диете, чтобы сбросить вес. Однако я понял (благодаря прежде всего Г. Честертону), что следить за своим весом — не главное в нашей жизни. Я вдруг осоз­нал, насколько легко можно стать одним из тех мрачных людей со сжатыми губами, кото­рые полагают, что духовность — это прежде всего само­­огра­ничение, соче­тание аскетизма и трез­­­­во­мыслия. “Отчаяние вызывает не утомленность от страда­ния, но утом­ленность радостью,” — однажды сказал Честертон. При всей его эксцен­т­рич­ности, радость никогда не утом­ля­ла ан­­глий­ского писателя.

Моя диета достигла цели, и теперь меня тревожит лишь один вопрос: “А можно ли быть мягким, душевным и в тоже вре­­мя худым человеком?”

No comments: