Неизданная книга Филиппа Янси

Wednesday 29 August 2007

Глава 10. Зазеркалье религиозных средств массовой информации.

Значительная часть моей жизни проходит в подвале, где я оборудовал свой кабинет. Наверное, из-за этого, выхо­дя из дома, я иногда ощущаю себя кротом, которому яркий свет слепит глаза. Особенно остро я ощутил это, когда сог­ла­сился принять участие в кампании, орга­низо­ванной изда­телями моих книг. Несколько недель подряд я участво­вал в теле- и ра­ди­о­­передачах, пред­ставляя читателям свою книгу “Ра­зо­­ча­­рование в Боге”.

Уже в первый день я понял, что дела мои плохи. Пер­вая остановка была в Далласе, штат Техас. Местная радио­стан­­­­ция организовала передачу, в которой я дол­жен был при­­­­нимать участие совместно с одним глу­боко верующим комиком. Он очень искусно имитировал до­маш­них живот­ных, гоночные автомобили и поезда. Мы очень удачно поде­лили свои роли в передаче. Комик мог в точности вос­про­­из­­­вести звук взлетающего реакти­вного самолета, мне же предстояло попытаться объяснить, отчего Бог допус­кает авиакатастрофы. Вся передача про­должалась в таком ключе. Через некоторое время я поймал себя на мысли, буд­­­то я нахожусь в театре абсурда.

Из Далласа я попал в баптистскую телестудию, где дол­жен был отвечать на вопросы телезрителей, давая им советы и наставления. Программа была на удивление хо­ро­­­шо орга­низована, хотя прошла и не без стран­но­стей. Сама те­ма — “разочарование в Боге” — привлекала вни­мание лю­дей неблагополучных. Им было что рассказать из собст­вен­ного печального опыта. Звучали истории о тя­же­лом детстве, алкоголизме, раке, забо­ле­вании СПИД­ом­ и так далее. Получив возможность высказаться, люди делились своим горем. Мне же остава­лось лишь сочувст­венно кивать голо­вой, уставившись в камеру. Между тем боковым зрением я наблюдал за работниками телестудии. Вокруг площадки бегал режи­ссер передачи. Время от време­ни он поднимал над головой плакаты: “Уберите из эфира этого ненор­мального,” или — “Скорее! Осталось трид­цать секунд до рекламной паузы!”

В Лос-Анжелесе я провел три часа пятьдесят минут в авто­­мо­бильной пробке на шоссе. Все это время меня души­ла злость бессилия, а по радио звучала передача, в ко­то­­рой я должен был участвовать. Любезный веду­щий уча­ст­­ливо говорил: “Мы знаем, Филипп, что вы в пути. Ведите машину осторожно. Ни о чем не беспо­кой­тесь”. Конечно, я вел машину осторожно. А как еще, если ско­рость вашего авто­­мобиля составляет пять миль в час? Для беспокойства же у меня, как оказалось, были все основа­ния, поскольку на­ передачу я так и не успел.

В Сан-Франциско я участвовал в телешоу вместе с быв­шей звездой стриптиз-шоу из Лас-Вегаса. Теперь эта дама возглавляла кампанию по сбору средств на проект, от кото­ро­­­­­го захватывало дух и кружилась голова. В каждом круп­ном городе США предполагалось построить шести­де­сяти­этажную “башню молитвы”. Эта женщина, прояв­ляю­щая теперь завидную активность, чуть не умер­ла на опера­­­цион­­­­ном столе и в результате об­ра­тилась в хрис­ти­ан­­­­ство. “Для мо­ей работы мне ну­жно было сделать еще од­ну опе­ра­цию по увеличению бюста,” — объясняла она. Под нар­козом этой труженице явился ан­гел, который пока­зал ей ад. Там она увидела гигантский самосвал, сде­лан­ный иск­лю­чительно из человеческой плоти — “Даже грязеот­бой­ные щитки были из плоти!!!” Этот самосвал сбрасывал в кипя­щее озеро американских подростков. Такое вот виде­ние. Как, ну как, спрашиваю я, может какая-то религи­оз­ная книга сопер­ничать на теле­пе­редаче с подоб­ны­ми пер­­лами и откровениями?

Завершилась моя поездка посещением организации “Амери­канское наследие”. Эта некогда могущественная организация так и не оправилась после падения ее осно­ва­телей Джима и Тэмми Беккер. Мне дважды доводилось бывать в “Американском наследии”. Один раз я побывал там в дни самого расцвета Беккеров, второй — во время более скромного правления Джерри Фолуелла. На этот раз ат­­мос­фера была совершенно другой. Во тьме съе­мочной пло­щадки смутно просматривались дома, напоминающие декорации из диснеевских фильмов. Наверное, именно так будет выглядеть Лас-Вегас, если над ним взорвется нейт­рон­ная бомба. В этом мертвом городе было много зданий, но отсутствовали люди. Куда-то исчезла атмосфера припод­нятого оживления. Жилые дома обветшали и пришли в запустение, ржавели подъемные краны, высохли искус­ственные пруды. Я бегал трусцой вдоль Тропы веры, по обоим сторонам которой были бронзовые таблички. Над­пи­си на таб­лич­ках призывали к благоденствию и вере. Теле­ви­зионное служение, однако, как-то еще существовало. Делами распоряжался назначенный управлением по банк­ротствам управляющий, а передачи выпускались мини­маль­ным количеством человек...

Вспоминая свои предыдущие посещения “Амери­канс­кого наследия,” я обратил внимание, что самая рази­тель­ная перемена произошла с руководителями ор­га­ни­зации. Многих из этих людей пригласили на работу Беккеры, и они боготворили эту чету. Посте­пен­но, однако, после шо­ки­­­­рующих разоблачений пришло разочарование. Оста­лись лишь те, кто искренне стре­мился осуществить христи­ан­ский идеал служения. Это были смиренные, искренние и грустные люди. Это были христиане.

Проведя три недели в “зазеркалье” религиозных средств массовой информации, я сделал следующие не­на­учные и субъективные наблюдения:

1. На христианских телестудиях работает неоп­рав­­дан­но большое количество красивых женщин. У них длин­ные волосы и они носят длинные платья. Боль­шин­ство из них говорит с южным акцентом.

2. В большинстве случаев ведущий телепередачи впер­вые открывает книгу автора за пять минут до на­чала интервью.

3. Харизматические радиостанции никак не могут взять в толк, отчего вдруг кому-то вздумалось на­пи­­сать кни­­гу о разочаровании в Боге.

4. Из всех программ, в которых я участвовал, лучше все­го организована работа у Южного союза баптистов и адвен­тистов седьмого дня. Их ведущие действительно старались говорить по существу темы. (Но при этом попро­буйте достать чашку хорошего кофе в телестудии адвен­тис­тов седьмого дня!)

5. На светских станциях тех, кто звонил на передачу, боль­ше всего занимал такой вопрос: “Как может любящий Бог допускать такие страдания?” На хрис­тианских станциях звонящие больше всего обра­щались к прямо проти­вопо­лож­ной теме: “Да, страдания от Бога, и именно поэтому…”.

Мне понадобилось довольно много времени, чтобы приспособиться к условности и искусственности радио и теле­видения. В обычной жизни язык тела и выражение глаз доста­точно много говорят о контакте с окру­жа­ю­щими. Если вы обращаетесь к аудитории, где люди сидят с полу­зак­­ры­тыми глазами и полуотвисшей челюстью, значит в вашем выступлении что-то не так, значит, почему-то оно не захва­ты­­­вает слушателей. На радио и телевидении вы, ес­те­ст­­вен­но, не можете наб­людать свою аудиторию. Вы­зы­­­­ва­­ют ли ваши слова интерес? Обращает ли кто-нибудь на них вни­ма­ние? Вам не надо этого знать. На телестудии ведущие изо­бра­жают живой интерес к тому, о чем вы гово­рите, толь­ко когда они в кадре. Если же нет, ведущий мо­жет читать следую­щий вопрос, может шептаться с продю­се­ром, смот­реть­ся в зер­кало или поправлять галстук.

Еще больше искусственности в передачах, где уча­ст­ни­кам приходится отвечать на звонки в студию. Я быстро по­нял, почему политики предпочитают пола­га­ться на “домашние заготовки”. Ваши слова должны соответствовать формату передачи, а не наоборот. Представьте себе, что звонит женщина и, рыдая, стремится рассказать историю своей траги­ческой жизни. Я не могу отве­тить ей: “Извините, но за отве­ден­ные мне девяносто секунд я ничего не могу сказать по такой сложной и глубокой проблеме”. Вместо этого я су­до­рожно ищу готовую краткую формулу, способную дать ей хоть какую-то надежду. Спустя де­вя­носто секунд начинается рекламная пауза, и я ни­когда больше ничего не услышу об этой женщине.

Иногда звонящий начинает с таких слов: “Я никог­да еще никому об этом не рассказывал”. Очень страшно было вдруг осознать, что для некоторых людей телевизор явля­ется самым близким собеседником. Это открытие позво­лило мне вдруг понять главную силу религиозного теле­вещания — как, впрочем, и его главную слабость.

No comments: