Неизданная книга Филиппа Янси

Wednesday 29 August 2007

Глава 11. Авраам, Иисус и Магомет.

Когда мои книги приобрели определенную извест­ность, меня иногда стали приглашать на весьма неожидан­ные и инте­ресные встречи. Одна из самых памятных прои­зошла в Новом Орлеане. Меня пригласил туда Скотт Пек, психиатр и автор книг “Нехоженная тропа” и “Человек лжи”. Согласно теории Скот­та, нор­мальные отношения в груп­пе людей можно уста­но­вить лишь, пред­варительно раз­ре­шив имеющиеся между ними разногласия. Для про­верки этой теории он и собрал груп­пу из тридцати человек.

Пек пригласил в эту группу десять евреев, десять хрис­тиан и десять мусульман, создав таким образом некий мик­ро­­кос­мос, в котором были представлены самые ос­т­рые раз­но­­­г­ласия сов­­ре­­менной цивилизации. Основной вопрос, на ко­торый пред­ст­ояло дать ответ, звучал так: “Мо­гут ли сосу­­­­­­­­щест­вовать, не пытаясь убить друг друга, люди столь раз­­­­личных рели­гиоз­ных воззрений?” И вот мы собрались все вместе в като­ли­­ческом центре. Три дня мы обсуждали все­­­­воз­­­­можные вопросы, кото­рые беcпо­­­­­ко­­или всех участ­ни­ков.

Сразу же обнаружились различия в наших куль­ту­рах. Скотт Пек предложил формулу общения, согласно которой прежде всего нужно выявить сущность своего внутреннего “я”. Затем пред­­полагалось, что каждый из участников сфор­­мулирует его и вы­разит словами свои личные убеж­дения. Евреям такой под­ход­ пришелся весьма по душе. “Не забы­вайте, что психотерапию изобрели мы,” — шутливо зая­вил один раввин. Мусульмане, однако, отнеслись к этому без вся­кого энтузиазма. Один имам попытался объ­яс­ниться: “У наc в самой культуре зало­жена не­п­ри­­­язнь к п­сихо­терапии. Очень редко можно услышать, чтобы му­су­ль­ма­нин расска­зы­­­­­вал о своих личных переживаниях. Это просто не принято”.

В результате такой позиции мы, христиане, очень час­то оказывались как бы в стороне от дискуссии, наб­людая за тем, как мусульмане короткими стан­дарт­ными фразами отве­чали на пространные рассуждения евреев, которые вдум­чиво ана­ли­зи­ровали свое “я”. За каждым сжатым отве­том следовал очеред­ной длинный монолог, на кото­рый вновь давался короткий и банальный ответ. Мне нра­ви­лось наб­­лю­­дать за этим со стороны. Хрис­тианам нечем осо­бенно гордиться, вспоминая историю своих отно­шений с другими религиями. После погромов и крес­товых похо­дов Средне­вековья выступить в роли посред­ника — не самый плохой вариант.

В Новом Орлеане мне впервые удалось понять сущ­ность явно ощутимого высокомерия мусульман. Евреев задевала сама мысль, что христианская вера пришла на смену иудаизму. “Я чувствую себя исто­рическим курьезом; как будто моей религии давно уже место в доме для преста­релых, — выразился один из них. — Меня раздражает само упоминание о Боге Ветхого Завета, да и сам термин Вет­хий Завет”. Я вынужден был согласиться, что в христи­анст­ве явно выражен аспект замены или подавления. Иисус ввел понятие “Нового Завета” и даже за­ме­нил седер традиционной еврейской Пасхи тем, что христи­­ане назы­ва­­ют сейчас “вечерей Господней”. Позднее апостол Павел пи­сал о ветхозаветном законе, как о “наставнике” или “учи­­­теле,” который должен вести нас ко Христу.

Мне, однако, и в голову не приходило, что мусу­льмане рас­сматривают обе эти религии с точки зрения подавления или замещения. Согласно их точке зрения, точно так же, ка­к хрис­­тианство выросло из иудаизма, восприняв какую-то его часть, ислам вырос из обеих этих религий, восприняв что-то из них. Авраам был пророком, Иисус был пророком, но Магомет был Проро­ком. В их вероучении есть место и Ветхому Завету, и Но­вому Завету, однако Коран является “последним откро­ве­нием”. Вспоминая о снисхождении, с которым говорят о других ре­ли­­­­ги­ях люди моей веры, я по­нял те чувства, которые ев­реи ис­­пы­­­­тывают вот уже две тысячи лет.

Как ни странно, но объе­диняло нас всех общее ощуще­ние боли. Многие из евреев в нашей группе поте­ряли сем­ьи во время Катаст­рофы, другие добро­вольцами учас­т­вовали в тех войнах, кото­рые вел Израиль со своими арабс­кими соседями. С мусуль­ма­нской же стороны одна жен­щина рас­ска­зывала нам о тех ужасах, которые дове­лось пережить ее некогда чудесному району Бейрута во время военной опе­ра­ции Израиля в Ливане. Другой мусульманин поведал леденящие кровь подроб­ности той резни, которую учи­нили евреи в Деир-Яссине в 1948 году. Тогда члены израильской организации “Штерн” убили 250 жителей этой деревни, сбросив их тела в колодец. Моему собесед­­ни­ку было в это время десять лет. Он успел вовремя убежать, но сол­дат хлад­но­к­ровно застрелил его двухлетнего брата и девяно­сто­­­шести­лет­нюю бабушку.

Иногда страдание раз­де­­­ляет, иногда же оно объеди­няет. Мусульманин, бежавший от резни в Деир-Ясине, спустя много лет, когда он уже жил в Соеди­нен­ных Шта­тах, попал в авто­мо­би­­ль­­ную аварию. Спасла его медсестра­-еврейка, проезжавшая мимо и заметившая на обочине пере­вер­нувшийся авто­мо­биль. Она оста­но­вила кровь жгутом, сделанным из ее наду­шенного плат­ка и поз­во­­­­­нила в полицию. Этот чело­век убежден, что мед­се­стра спасла ему жизнь. Жена другого мусуль­манина, врач по про­­­­­­­фессии, рассказала, как однажды она заметила необычную татуировку на груди у одного из своих па­ци­ентов. Он рассказал ей об уничтожении евреев в нацист­ских концлагерях, Катаст­рофе. Об этом историческом собы­тии ей никогда не расска­зы­вали ни в школе, ни в кол­лед­­же. В арабских учебных заведениях вообще не упоми­на­ет­ся об этом. И впервые ей удалось понять горе еврейс­кого народа.

Отчего люди продолжают так поступать друг с дру­гом? Югославия, Ирландия, Судан, западный берег реки Иорда­н — невозможно перечислить все те места, где религиозные раз­доры привели к кровопролитию. Ганди как-то сказал, что логика принципа “глаз за глаз, зуб за зуб” сама по се­бе не может сущест­во­вать вечно, поскольку закончится все тем, что обе противо­борст­вующие стороны останутся без глаз и без зубов.

Наша встреча в Новом Орле­ане, конечно же, не раз­­рубила ближневосточный узел и уж никак не при­ми­рила три основные мировые рели­гии. Но она изменила нас. Впервые мы увидели не только разделяющие нас стены, но также и то, что нас объединяет. Мы увидели людей — Гиллеля, Дауда и Боба. Мы увидели человеческие лица за ярлыками иудея, христи­ани­на и мусульманина.

Каждая группа проводила свои богослужения: мусульмане — по пят­ницам, евреи — по субботам, христиане — по воск­­ре­сеньям. Всех остальных приглашали на богослу­же­ния в качестве зри­те­лей. Еврейская служба включала в себя чтение из Псал­ти­ри и То­ры, а также согревающее душу пение. В мусульманское служе­ние входили прежде всего благодарные молитвы Все­выш­не­му. Мы, христиане, совер­ша­ли вечерю Господню. Мы расска­зали, как она по­мо­­гает нам не забывать о смерти Хрис­товой, с надеж­дой смот­реть в будущее и жить в настоящем. Мы объяс­нили сущ­­­­­­ность благодати, ставшей доступной для нас благо­да­ря Его ло­­­ми­­­­мому телу. Все три служения были уди­ви­тельно схожи друг с дру­гом. Э­т­о напомнило нам о том общем, что объе­­­­­­ди­­няет наши религии. Воз­можно, именно общее нас­ле­дие объ­яс­­няет ту эмо­цио­­наль­ность, которая характерна для конф­ликта между нашими тремя религиями. В конце концов, семейные ссоры труднее все­го под­­даю­т­ся при­мирению, а гражданские войны всегда самые крово­про­­­литные.

Один раввин так подытожил нашу встречу: “Я не хотел при­ез­­жать сюда. Я почти уже отказался. Десять дней тому назад я по­бы­вал в Аушвице. Я стоял там, где умерли сотни ты­сяч чело­век. Все преступление этих людей заключалось в том, что они бы­ли евреями. В Аушвице католики поп­ро­сили меня помо­лить­­­ся вместе с ними. Как я мог? Я знал, что Католическая цер­­ковь хра­нила молчание, когда чле­нов моей семьи заставляли рыть себе могилу.

Я не был готов к такой скорой встрече с христианами и му­суль­­­манами. Я не преодолел боль своей души. Эти дни были для меня очень трудными. И все же я рад, что не отка­зался при­­­­е­­­хать сюда. Я испытывал здесь боль, но это была боль исце­ле­­ния, а не боль от свежей раны.

Мы выслушали друг друга. Мы поняли боль друг друга. Тем не менее те вероисповедания, которые мы представ­ляем, про­дол­­­­жают ненавидеть друг друга, про­дол­жают убивать. Могут ли такие встречи, как эта, обогатить не толь­ко тех, кто непос­ред­­ст­­вен­но принимает в них участие? Возможно, ли изменить сами эти стру­к­­туры, возможно ли как-то прервать этот поро­ч­ный­ цикл не­нависти?”

Раввин вернулся к тому главному вопросу, ради кото­ро­­го мы собрались: “Могут ли люди, принадлежащие к фунда­ментально отличным друг от друга вероис­по­веда­ниям, жить вместе и не убивать друг друга?” К сожалению, нескольких дней, проведенных вместе в Новом Орлеане, не­дос­таточно, чтобы дать на него ответ.

No comments: